Никколо Паганини

Дата: 17-07-2015, 08:56, Категория: Статьи, Просмотров: 0
Никколо Паганини

Маэстро закончил играть, а в зале несколько минут висела напряженная тишина. Не слышалось ни одного звука. Никто не верил, что так виртуозно можно играть лишь на верхней струне скрипки.

Когда молодой музыкант сообщил, что собирается сочинить сонату для верхней струны, над ним долго смеялись. Но сейчас прослушав на одном дыхании необыкновенную сонату «Наполеон», все были в недоумении и растерянности. «Это дьявол, привораживающей людей», - тихо шептались в зале. Но вдруг зал словно очнулся от забытья, от завораживающих звуков и наполнился шумом оваций и аплодисментов. Красавица Элиза Баччоки, сестра Наполеона Бонапарта, громко хлопала в ладони, стоя. Она гордилась своим приобретением – музыкантом Паганини. Ее примеру последовала вся публика в зале. Хотя многие не желали признавать, что они только что слышали обыкновенного человека, а не дьявола.

Облик Паганини действительно наводил людей на такие мысли. Пергаментно бледное лицо, лихорадочно блестящие глаза, несколько ранних морщин на лице молодого человека, которому только что исполнилось 22 года. Необыкновенная длина пальцев рук и худощавость. Все это делало Никколо похожим на нечистого духа. Только Элиза знала, что его божественные мелодии – это огромный дар и тяжелая работа по несколько часов ежедневно.

Мелкий торговец из Генуи Антонио Паганини всегда мечтал стать знаменитым музыкантом. Когда родился мальчик, Антонио отметил, что у него очень хороший музыкальный слух. И когда ребенок немного подрос, его стали обучать игре на скрипке. Частенько методы воспитания любви к музыке были довольно жестокими. Ребенка запирали в темный подвал на десять – двенадцать часов, чтобы он разучивал там заданные ему отцом бесконечные упражнения и гаммы.

Когда отца не было рядом, мальчик на скрипке подражал кошки, звукам птичек или лаю соседской собаки. Это ему нравилось намного больше, чем разучивание новых этюдов. В 10 лет Никколо начал свои первые выступления в церковном храме по воскресеньям и на торжественных богослужениях.

Здесь на него обратил внимание маркиз Джанкарло ди Негро, которому очень понравилась игра юного музыканта, и он забрал Антонио и его сына во Флоренцию, а потом перевез в Парму, где маленький музыкант был представлен лучшим скрипачам. Подросток учился у них исполнительскому мастерству и композиции. Однако именитые учителя спустя короткое время говорили, что мальчик играет намного лучше них. В 19 лет Никколо уехал в Лукку, где участвует в концертах и становится известным. В городе распространяются слухи, что музыкант продал свою душу дьяволу, поскольку остальные известные скрипачи по сравнению с ним кажутся учениками, недавно взявшими в руки инструмент.

На концерте 22-летнего Никколо увидела красавица Элиза Баччоки, полновластная хозяйка города. После концерта она привезла его к себе в прекрасное поместье. Здесь они сыграли вместе одну их популярных сонат на фортепьяно. Когда стих последний аккорд, корсиканка поцеловала его в щеку, заметив, что целовать Паганини, равноценно прикосновению к святыне.

Паганини возмутился. Он всегда раздражался, когда до него доходили нелепые разговоры о его «договоре» с сатаной или наоборот говорят о его святости. Поэтому в резкой форме сказал герцогине, что он самый обычный человек. Но в ответ получил еще более страстный поцелуй в губы. А ночью Элиза получила подтверждение его слов: это был очень нежный любовник. Они провели вместе четыре года. Причина их расставания до сих пор остается тайной. Известно лишь, что женщины просто обожали музыканта, не обращая внимания на его необычную внешность.

Скандальные истории следовали за маэстро по пятам. В 1814 г. Паганини знакомится с Анджелиной Каванна, дочерью портного, которая долго экономила на билет в театр. Между ними разгорелась страсть и скрипач вместе с девушкой уехал в Парму.

Очень скоро Анджелина поняла, что беременна, а ее возлюбленный тайно отослал девушку к своим знакомым в пригород Генуи. Однако Каванна сумел найти свою дочь и подал на музыканта в суд, обвинив его в похищении и насилии. Паганини был арестован и отправлен в заключение. Но вскоре был отпущен, суд повелел выплатить компенсацию. Музыкант с этим решением суда не согласился, и дело приняло затяжной характер. Ребенок родился и через несколько месяцев скончался по неизвестной причине, музыкант выплатил компенсацию и получил еще одно пятно на своей и без того подмоченной репутации.

В 1816 г. Паганини влюбился в 22-летнюю Антонию Бьянку, которая была моложе его на 12 лет. Девушка была наделена талантом певицы, и музыкант помогал ей подготовиться к певческой карьере. Отношения парочки были довольно противоречивы: Антония преклонялась перед талантом своего учителя, немного боялась его, однако все чаще изменяла ему. Паганини, в ответ, заводил любовницу, иногда прогонял Антонию, но затем они вновь мирились. В 1825 году у них родился сынишка Аккиле. Паганини был счастлив, как никогда прежде. Отношения в семье наладились, но, к сожалению, не надолго.

Однажды вечером, Паганини случайно подслушал, как Антония говорила сыну, что его отец имеет связь с нечистой силой. Это было уже слишком, и в 1828 г. музыкант ушел от Антонии и даже получил опеку над четырехлетним малышом. Теперь единственной его целью стало обеспечить своему сыну достойное будущее. Он работал, словно действительно был одержим потусторонними силами. Концерты следовали непрерывно. Паганини требовал за них огромные деньги. Гастрольные поездки и невероятное напряжение сил подорвали здоровье музыканта. Но публика все также была уверена, что волшебные звуки льются сами собой. Его коллеги все больше «убеждались», что Паганини помогает нечистая сила: давая такое количество концертов, человек просто не в состоянии так великолепно играть. Ко всем слухам маэстро относился спокойно, они его уже не раздражали как в молодости. Он думал лишь о своем сынишке.

В 1840 г. у непревзойденного музыканта уже не было сил, врачи диагностировали туберкулез в последней стадии. Он старался взять смычок, но мог только тихонько трогать струны. 27 мая 1840 г. Никколо Паганини скончался. Ему было 58 лет. Накануне его посетил священник, но исповеди не получилось. Маэстро потерял голос. Священники были в ярости, они объявили запрет на похороны «дьявола» в христианской стране. Гениального музыканта похоронили в Валь-Польчевера. В 1859 году Аккиле сумел добиться захоронения своего отца в Парме.

Комментарии
  • ВКонтакте
  • Гугл+